Обращаю Ваше внимание на изменения и дополнения, внесенные в федеральное и региональное законодательство, которые необходимо учитывать в нормотворческой деятельности органов местного самоуправления.
Постановлением Правительства РФ от 26.12.2016 № 1491 «О порядке осуществления общественного жилищного контроля» (вместе с «Правилами осуществления общественного жилищного контроля») установлен порядок проведения общественного жилищного контроля, а также права субъектов общественного жилищного контроля.
В частности, субъектами общественного жилищного контроля являются общественные палаты (советы) муниципальных образований, общественные советы при органах местного самоуправления, общественные объединения, иные
некоммерческие организации, советы многоквартирных домов, а также другие лица в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Предметом общественного жилищного контроля являются акты, проекты актов, решения, проекты решений, документы и другие материалы, а также действия (бездействие) государственных (муниципальных) органов и организаций, осуществляющих деятельность в жилищной сфере.
Решение о проведении контроля обнародуется субъектом общественного жилищного контроля посредством его размещения в информационной
- телекоммуникационной сети «Интернет», а с 1 июля 2017 г. в том числе посредством его размещения в государственной информационной системе
Федеральным законом от 28.12.2016 № 494-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» внесены многочисленные изменения (более 10) в Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».
В части 8 статьи 13 дополнен перечень случаев, в которых преобразование муниципальных образований влечет создание вновь образованных муниципальных образований. В него включены случаи объединения и разъединения внутригородских районов в городских округах с внутригородским делением.
Абзацем 1 части 1.2 статьи 17 установлено, что перераспределение полномочий между органами местного самоуправления и органами государственной власти субъекта Российской Федерации впредь будет осуществляется законами
субъекта Российской Федерации только в случаях, установленных федеральными законами.
Перераспределение полномочий допускается на срок не менее срока полномочий законодательного (представительного) органа государственной власти
субъекта Российской Федерации. Такие законы (представительного) органа субъекта Российской Федерации вступают в силу с начала очередного финансового года.
В абзаце третьем части 2 статьи 34 исключено указание на то, что глава поселения входит в состав представительного органа поселения с правом решающего голоса.
То же изменение внесено в пункты 2 и 3 части 2 статьи 36, часть 3 статьи 43 относительно главы муниципального образования.
В части 7 статьи 36, определено, что в случае досрочного прекращения полномочий главы муниципального образования либо применения к нему по решению суда мер процессуального принуждения в виде заключения под стражу или временного отстранения от должности его полномочия временно исполняет должностное лицо местного самоуправления или депутат представительного органа муниципального образования, определяемые в соответствии с уставом муниципального образования. Полномочия главы местной администрации в этих же случаях временно исполняет должностное лицо местного самоуправления или уполномоченный муниципальный служащий, определяемые в соответствии с уставом муниципального образования (часть 12 статьи 37).
Важная поправка внесена в пункт 7 части 1 статьи 44. Исходя из изменённой нормы, в уставе муниципального образования должен быть закреплен срок полномочий только представительного органа, избираемого на муниципальных выборах.
Нужно отметить еще две поправки, связанные с уставом муниципального образования. Во - первых, в части 4 статьи 44 теперь предусматривается возможность официально не публиковать (не обнародовать) порядок учета предложений по проекту муниципального правового акта о внесении изменений и дополнений в устав муниципального образования и порядок участия граждан в его обсуждении в случае, когда в устав вносятся изменения в форме точного воспроизведения положений Конституции Российской Федерации, федеральных законов, конституции (устава) или законов субъекта Российской Федерации в целях приведения данного устава в соответствие с этими нормативными правовыми актами. Во-вторых, статья 44 дополнена частью 9, устанавливающей предельный шестимесячный срок для приведения устава муниципального правого акта в соответствии с изменениями, внесенными в федеральное и региональное законодательство, в тех случаях, когда в самом федеральном законе или законе субъекта Российской Федерации соответствующий срок не установлен.
Постановлением Правительства РФ от 20.09.2016 № 947 внесены изменения в Правила противопожарного режима в Российской Федерации.
В частности, на землях общего пользования населенных пунктов запрещается разводить костры, а также сжигать мусор и траву, кроме как в местах и (или) способами, установленными органами местного самоуправления.
Такое положение установлено в соответствии с новыми поправками, внесенными в Правила противопожарного режима в Российской Федерации.
В случае повышения пожарной опасности решением органов государственной власти или органов местного самоуправления на соответствующих территориях может устанавливаться особый противопожарный режим. Кроме того, запрещено изменять (без проведения экспертизы проектной документации) предусмотренный документацией класс функциональной пожарной опасности зданий.
Определено, что: транспаранты и баннеры должны соответствовать требованиям пожарной безопасности, предъявляемым к облицовке внешних поверхностей наружных стен. Транспаранты и баннеры, размещаемые на фасадах зданий и сооружений, должны выполняться из негорючих или трудногорючих материалов. Их размещение не должно ограничивать проветривание лестничных клеток, а также других специально предусмотренных проемов в фасадах зданий и сооружений от дыма и продуктов горения при пожаре. Прокладка в пространстве воздушного зазора навесных фасадных систем открытым способом электрических кабелей и проводов не допускается; водонапорные башни должны быть приспособлены для забора воды пожарной техникой в любое время года. Использование для хозяйственных и производственных целей запаса воды в водонапорной башне, предназначенной для нужд пожаротушения, не разрешается. Для обеспечения бесперебойного энергоснабжения водонапорной башни предусматриваются автономные резервные источники электроснабжения; временные строения должны располагаться на расстоянии не менее 15 метров от других зданий и сооружений или у противопожарных стен.
Протоколом заочного голосования Правительственной комиссии по координации деятельности открытого правительства от 19.09.2016 № 6 утверждены «Типовые условия использования общедоступной информации, размещаемой в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» в форме открытых данных», утвержденных, утверждены типовые условия использования общедоступной информации, размещаемой в Интернете в форме открытых данных. Под открытыми данными понимается информация, размещаемая ее обладателями в Интернете в формате, допускающем автоматизированную обработку без предварительных изменений человеком в целях повторного ее использования.
Государственные органы и органы местного самоуправления размещают информацию о своей деятельности в форме открытых данных в соответствии с пунктом 2.1 статьи 7 Федерального закона от 9 февраля 2009 г. № 8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления».
Информация о деятельности государственных органов РФ, размещаемая в форме открытых данных, является общедоступной, не предусматривает
ограничений по ее использованию и не требует специализированных соглашений и лицензий.
Государственный орган или орган местного самоуправления, разместивший открытые данные в Интернете, гарантирует, что информация является достоверной, актуальной, общедоступной и не относится к сведениям, составляющим государственную тайну, и использование указанных данных не нарушает права третьих лиц.
Для использования открытых данных пользователю не требуется заключать договор с государственным органом или органом местного самоуправления.
Пользователи открытых данных не ограничены в их использовании в некоммерческих и коммерческих целях.
Пользователи, в частности, вправе свободно осуществлять поиск, получение, передачу и распространение открытых данных, однако обязаны использовать открытые данные только в законных целях и указывать ссылку на источник открытых данных.
Постановлением Правительства России № 1138 «Об исчерпывающих перечнях процедур в сфере строительства объектов водоснабжения и водоотведения» утверждено сразу два вида перечней процедур:
-исчерпывающий перечень процедур в сфере строительства линейных объектов водоснабжения и водоотведения, состоящий из 111 процедур;
-исчерпывающий перечень процедур в сфере строительства объектов водоснабжения и водоотведения, за исключением линейных объектов, в который вошли 175 процедур.
Такое разделение перечней обусловлено тем, что процедуры в сфере строительства линейных объектов водоснабжения и водоотведения существенно отличаются от процедур в сфере строительства других объектов водоснабжения и
водоотведения. В частности, здания насосных станций и очистных сооружений необходимо подключать ко всем видам сетей инженерно-технического обеспечения (газ, тепло, электричество), что не требуется для линейных объектов водоснабжения и водоотведения.
Каждый перечень состоит из двух разделов. В первый входят процедуры, предусмотренные нормативными правовыми актами Российской Федерации, а во второй – процедуры, связанные с особенностями осуществления градостроительной деятельности на территориях субъектов РФ и муниципальных образований.
Исчерпывающие перечни и правила вступят в силу через 6 месяцев. Принятые решения направлены на сокращение административных барьеров в сфере строительства объектов водоснабжения и водоотведения, а также на повышение эффективности деятельности органов исполнительной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления.
Об изложенных изменениях федерального и регионального законодательства сообщается для их изучения и использования в правотворческом процессе органов местного самоуправления.
Заместитель Крымского межрайонного прокурора советник юстиции А.А. Рязанов