shapka


03 июля 2016 года внесены изменений в Федеральный закон «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», а также в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (далее по тексту – КоАП РФ).
Внесенные в КоАП РФ изменения установил особые условия применения мер административной ответственности в отношении субъектов малого и среднего предпринимательства, а также руководителей и иных работников юридических лиц, совершивших административные правонарушения в связи с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных функций.
В частности статья 3.4 КоАП РФ (административное наказание в виде предупреждения) дополнена частью 3, согласно которой в отношении вышеуказанных лиц, впервые допустивших отдельные правонарушения, выявленные при осуществлении государственного (муниципального) контроля (надзора), штраф может быть заменен на предупреждение.
Однако это возможно не всегда и при соблюдении определенных условий:
- совершение административного правонарушения впервые;
- отсутствие причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при отсутствии имущественного ущерба;
- устранение нарушений обязательных требований, образующих состав административного правонарушения, путем исполнения выданного предписания в полном объеме и в сроки, установленные данным предписанием и согласованные с лицом, которому оно выдано.
При этом необходимо учесть, что административный штраф не подлежит замене на предупреждение в случае совершения правонарушения по ряду статей Кодекса (например, в сфере конкуренции, порядка управления).
Указанные изменения вступили в силу с 4 июля 2016 года и фактически закрепили принцип применения к субъектам малого и среднего предпринимательства административного наказания исключительно в виде предупреждения. Тем самым можно констатировать, что на законодательном уровне сделан акцент на профилактике административных правонарушений, совершаемых субъектами малого и среднего бизнеса.
Также 03 июля внесены изменения в 294-ФЗ, которыми усовершенствованы нормы законодательства в сфере защиты прав хозяйствующих субъектов. Данные изменения вступят в силу с 5 января 2017 года.
Так, в частности определен порядок организации и проведения мероприятий, направленных на профилактику нарушений обязательных требований. В рамках данного направления органы контроля будут вести разъяснительную работу, проводить различные семинары, конференции, размещать нормативные акты на своих интернет-сайтах, а также при наличии сведений о готовящихся нарушениях или о признаках нарушений обязательных требований выдавать предостережения о недопустимости нарушения обязательных требований.
Определен порядок организации и проведения мероприятий по контролю без взаимодействия с юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями. Это проведение плановых (рейдовых) осмотров (обследований), исследование и измерение параметров природных объектов окружающей среды, наблюдение за соблюдением обязательных требований и другие формы, установленные законом.
Также поправками введено понятие «индикаторы риска нарушения обязательных требований», которые устанавливаются органами исполнительной власти в определенной сфере деятельности, а их анализ может свидетельствовать о высокой вероятности нарушений, что будет являться основанием для проведения внеплановой проверки.
В настоящее время законодателем рассматривается возможность внесения изменения в нормативные акты, для реализации предложений об исключении из ежегодного плана проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, в отношении которых проведены внеплановые проверки.